Наш спонсор - Студия красоты Миладонна: Маникюр в Ульяновске. Качественный маникюр, ресницы и наращивание ногтей в комфортной обстановке.
Запись по телефону +7 (8422) 99-94-99
5 последних статей:
 
5 самых популярных:
 
Рекомендуем:


Быстрая навигация: Все статьи > Развитие ребенка, обучение

Родной язык в детском саду

разговор с ребенком


Значение родного языка

Роль родного языка в развитии ребенка раннего возраста огромна. И чувства, и понятия, выраженные на родном языке, близки ребенку.

Работа над развитием языка детей должна занимать в детском саду одно из важных мест: в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком, его лексической, фонетической и отчасти синтаксической стороной. Темпы овладения языком поразительны, поразителен и объем речи, которую усваивает ребенок, и то, как он пользуется ею для удовлетворения своих запросов.

Развитие языка ребенка осуществляется в тесной связи с развитием его мышления, и отставание в развитии языка может служить препятствием на пути умственного развития ребенка. «Представление, не воплотившееся в ясное, толковое слово, теряет значительную часть своей ценности», - говорит Е.И. Тихеева. Одна из коренных задач школы в настоящее время -культура устной и письменной речи учащихся. Можно представить, какую громадную услугу в разрешении этой задачи окажет детский сад, передавая в школу детей с развитой речью, умеющих толково отвечать на вопросы, связно рассказывать, выразительно читать стихи.

Какие же задачи работы по языку стоят перед детским садом?

Об обучении языку

Обучать ли ребенка языку или он сам ему научится? Классическая педагогика отвечает на этот вопрос. Песталоцци писал: «С того момента, когда мать берет на руки ребенка, она учит его, делая доступнее его чувствам все то, что природа предлагает ему без связи». Случайному овладению тем или другим понятием и случайному обозначению его словом Песталоцци противопоставляет разумное обучение.

«Жизнь тысячью сторон своих захватывает его (ребенка). Встает вопрос: следует ли предоставить случаю то, что ребенок созерцает, слышит? Следует ли предоставить случаю то, как из случайного созерцания, из случайного овладения речью и из случайного соединения того и другого будет развиваться его мышление? Или же искусство должно прийти на помощь, подслушать способы природы и применением последних помочь всему развитию ребенка?».

Прошло больше 300 лет с тех пор, когда великий славянский педагог Ян Амос Коменский составил первую программу и указал некоторые методические приемы воспитания и обучения ребенка языку в «Наставлении к материнской школе». Эта программа является классической и заключает в себе зародыши позднейших программ детских садов. Коменский требует следующего: «На четвертом году надо следить за тем, чтобы дети хорошенько соблюдали ударение, чему они научатся уже по привычке, так как дети обыкновенно приучаются к тому произношению, которое слышат. На пятом и шестом году их ум и язык, благодаря подобным упражнениям, настолько развиваются, что они могут называть все, что они видят в доме, чем окружены, что на них надето. Надо почаще спрашивать их: что это такое? что у тебя? что ты делаешь? как это называется? Наблюдать, чтобы они отчетливо и правильно называли слова».

Развитие языка ребенка не стихийный процесс; очень рано, при первых же шагах овладения ребенка языком, выступает обучение, и вестись оно должно по определенной программе.

Программа родного языка в детском саду

Программа родного языка в детском саду в нынешней ее редакции охватывает важнейшие стороны языка: фонетику (т.е. звукопроизношение и словопроизношение), лексику (словарный состав языка), правильное построение речи, содержательность речи, выразительность языка и интонаций. В живой педагогической практике все эти стороны тесно связаны между собой.

Вопрос о том, что считать главным в программе родного языка, с чего начинать, может быть решен только так: все стороны языка должны быть в поле зрения воспитателя, потому что каждая из них - и фонетика, и лексика - является лишь одной из сторон языка, а не языком в целом. Ни одна из этих сторон языка не может у ребенка правильно развиться, не будучи направляема взрослым.

Программа родного языка указывает воспитателю прежде всего на необходимость овладения детьми правильным, чистым произношением. Как раз эта задача разрешается детскими садами далеко не удовлетворительно. Даже в старших группах многие дети неправильно выговаривают отдельные звуки, глотают окончания слов. Воспитатели замечают только резкие отклонения в произношении у того или иного ребенка и стараются их исправить. Другие недостатки, не бросающиеся в глаза, они как бы предоставляют для исправления самому ребенку. Исправление недостатков произношения должно вестись систематически, от группы к группе таким образом, чтобы дети были переданы в школу с совершенно ясным произношением. Эта задача может быть разрешена только в том случае, если воспитатель будет применять разнообразные упражнения, дающие ребенку возможность овладеть тем или иным звуком. Здесь необходимо указать на значение для развития произношения подвижных игр с пением, с текстом, которые должны ежедневно проводиться.

Далее программа переходит к работе над словом, к расширению запаса слов. Каждое слово обозначает определенный предмет, образ, явление. Значение этой части программы, формулирующей требования, которые должны быть осуществлены в каждой возрастной группе в области расширения словаря, очень велико. Ведь ребенок в дошкольном возрасте знакомится со множеством новых для него предметов и явлений, в круг которых его с возможной постепенностью вводят взрослые, и стремится обозначить предмет словом.

Задача состоит в том, чтобы научить ребенка необходимым словам, их употреблению и тем самым помочь ему лучше ориентироваться в окружающем, в общении со сверстниками и взрослыми. Часто дети употребляют слова и выражения неправильно или неточно, чрезмерно суживая или расширяя содержание понятия. Например, словом «стул» они обозначают и стул, и кресло, и табуретку, говорят «одену шапку» вместо «надену» и т.д. Многих необходимых обозначений дети совсем не знают, например ноздри, названия пальцев. Те многочисленные и разнообразные работы, которые ребенок даже старшего возраста выполняет в детском саду, он не всегда умеет правильно обозначить словом. Со многими словами, которые дети слышат от взрослых, не связаны точные представления. «Подкава», - говорит мальчик 4 лет в стихотворении Квитко «Четыре подковы блестят серебром». На просьбу показать подкову указывает на бабку ноги игрушечной лошадки. Следовательно, те слова, которые получают дети из разных источников, в том числе и литературных, должны быть в поле внимания воспитателя.

Работа над словарем ребенка должна идти в тесной связи с развитием его мышления. Живые наблюдения, игры, занятия, прогулки дают детям обширный круг наглядных представлений. На этой основе уместно давать новые обозначения, уточнять уже знакомые. Было бы непростительной ошибкой повести дело таким образом, чтобы слова давались детям в отрыве от живой детской жизни. Слова, не имеющие под собою живого представления, - пустые слова. Богатство слов должно находиться в тесной связи с богатством представлений. При наличии запаса слов ребенок легче овладеет образной, связной речью.

Программа указывает на развитие пассивного и активного словаря. Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок слышит и понимает. Активный словарь -тот, которым ребенок пользуется. Несомненно, у ребенка пассивный словарь обширнее активного. Наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка пользоваться таким количеством слов, которое необходимо для выражения его потребностей, общения со взрослыми, научить употреблять их в более точном смысле. Дело даже не в том, чтобы это были какие-то новые слова, хотя и их роль очень важна. Богатство словаря создается и за счет разнообразного изменения слова, овладения различными формами слов, словами уменьшительными, увеличительными, ласкательными, степенями сравнения. Ребенок-дошкольник практически владеет частями речи -существительным, прилагательным, глаголом, местоимением, но употребляет преимущественно существительные, местоимения, особенно указательные.

Осторожно активизируя словарь ребенка, нужно научить его шире и разнообразнее пользоваться частями речи. Дети вышли на улицу в морозный, ясный, зимний день. Какое богатство восприятий, как много напрашивается обозначений! Однако не только дети, но и сама воспитательница пользуется одним-двумя словами: «Хорошо, красиво».

Задача обогащения детского словаря требует, чтобы воспитатели детских садов изучали великий русский язык по произведениям А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Максима Горького, по произведениям народного творчества. Воспитатель должен обдумать, какие слова связаны с той или иной деятельностью и наблюдением ребенка, отметить их с тем, чтобы пользоваться ими самому в разговоре с детьми и активизировать их в речи детей.

Программа обращает внимание на развитие у детей связной, логической речи. Не вторгаясь насильственно в сложный процесс формирования мысли ребенка, не прибегая к искусственным, противоречащим природе ребенка воздействиям, педагогика многое может сделать, упорядочивая детскую речь и через нее - мышление.

Основной принцип обучения ребенка связной, логической речи состоит в том, чтобы вести его по линии последовательного изложения краткого рассказа, устраняя те побочные моменты, которые возникают в рассказах маленьких детей. Умело и вовремя поставленный вопрос, замечание направят мысль и речь ребенка в нужное русло. Эмоциональность делает речь маленького ребенка живой, выразительной, но в то же время и мешает ее стройности, логичности. Умелое руководство состоит в том, чтобы сочетать логическую и эмоциональную линии рассказа.

Программа указывает на необходимость воспитания у детей выразительной речи. Под выразительностью речи понимается передача в ней переживаемых чувств - радости, печали, недоумения, страха и пр. Зависимость выразительности речи от выражаемых ею чувств обязывает нас помнить, работая с детьми, что на первом месте стоят чувства, которые выражаются речью, а не сама речь. А так как у ребенка чувства во многом иные, чем у взрослых, то у него и своя выразительность речи, стоящая на уровне его чувств и переживаний. Воспитывая выразительность повседневной разговорной речи детей, мы будем стремиться к тому, чтобы ребенок правильно выражал свои побуждения, чувства. Если ребенок хочет выразить недоумение, то речь его должна строиться в форме вопроса. На практике же часто трудно понять, спрашивает ли ребенок или утверждает что-либо.

Выразительность речи воспитывается у детей и на литературных произведениях -запоминании стихов, рассказывании. Выбирая произведения, нужно руководствоваться тем, чтобы мысли, чувства, затрагиваемые в них, были понятны детям. Тогда и выразительность их речи будет естественной, свойственной ребенку. Вместе с тем на практике мы встречаемся с тем, что детям зачастую даются стихотворения, описывающие чувства, которые детям выразить не под силу. Ребенок тогда принужден пользоваться выразительностью, подражая взрослым. Это недопустимое явление, вносящее фальшь, должно быть решительно устранено.

Последнее требование программы -обучение ребенка культурной, вежливой речи. Это важнейший элемент общей культуры ребенка. В этой области в детских садах есть достижения, но только в ограниченном круге отношений детей со взрослыми: дети умеют здороваться, благодарить. Но этого мало. Ребенка следует научить вежливо отвечать на вопросы взрослых, уметь обратиться к ним с вопросом, знать, в каких случаях и как нужно благодарить, приветствовать, уметь слушать. А для этого воспитатели в обращении с детьми должны пользоваться всеми формами вежливой речи, чтобы дети усваивали их на живом примере.

Такова программа детского сада. Для того чтобы ее правильно осуществить и добиться действительной пользы, необходимо знать источники, откуда ребенок черпает содержание для своей речи, чтобы своевременно их пополнять. Язык детей будет богатым, красочным только тогда, когда содержание их жизни достаточно насыщено, интересно и наполнено.

Источники содержания детской речи

Обучение ребенка языку осуществляется в живых формах и находится в непосредственной связи с развитием его сознания. Как только мы начнем систематическую работу над языком ребенка, так неизбежно войдем в тесное соприкосновение с развитием мышления, восприятия, памяти, воображения, будем на них влиять.

«Выработка способности мышления возможна лишь посредством обучения наблюдению и языку в неразрывном единении», - пишет Е.И. Тихеева. Наблюдение - один из путей всякого знания - должно быть основой для осуществления программы по языку в детском саду. Научить ребенка видеть, наблюдать - это значит обеспечить содержание его речи.

В практике детского сада приходится сталкиваться с тем, что дети охотно говорят о многом. Но это не является показателем действительного умственного развития. Часто их знания - это сырой, непереработанный материал, результат случайных впечатлений, кое-как самими детьми размещенный в их умственном багаже. Воспитатель не трудится над тем, чтобы сделать эти впечатления ясными, связать одно с другим, чтобы на этой основе и слова, обозначающие их, стали содержательными, полными, живыми и точными.

Разнообразная деятельность детей - игры, рисование, конструирование, труд в его различном содержании и формах - представляет путь знания, по которому развивается мысль ребенка, а следовательно, и язык. Круг этой деятельности обширен и разнообразен, дает богатое содержание для обогащения словаря детей, пользования определенными словами и формами речи.

Наконец, и само слово представляет источник знания. Из рассказов, бесед, чтения художественных произведений дети узнают то, чего они еще не видели, с чем не сталкивались, для них раскрывается новое в виденном. Здесь открываются большие возможности для работы над словарем, над связной, выразительной речью. Однако и в таких случаях надо опираться на опыт ребенка.

Разумеется, источником содержания детской речи является и речь окружающих ребенка в семье.

Язык следует с детства воспитывать на блестящих произведениях словесного народного творчества - сказках, пословицах, загадках. В первую очередь это творчество своего народа.

Русские народные сказки, загадки представляют неиссякаемый источник для развития ума ребенка, чувства и языка, они поэтизируют для ребенка окружающее. По мере того как ребенок развивается, ему должны быть предложены и сказки других народов, наиболее понятные, близкие по сюжету, образам.

Вместе с героями литературных произведений дети переживают радость и горе, веселье и возмущение несправедливостью, злом.

Художественная литература несет детям знания, открывает перед ними целый мир нового и интересного, заставляет лучше видеть окружающее. Основным элементом художественного произведения является его язык. Знакомя детей с образцовыми по языку литературными произведениями, мы приучаем ухо ребенка к прекрасной русской речи. Отдельные слова и обороты дети запоминают и употребляют в собственной речи. Необходимо, однако, предостеречь воспитателей от увлечения большим количеством художественных произведений. В программе указаны те избранные произведения, которые нужно дать детям.

В детском саду должно быть хорошо поставлено рассказывание сказок и чтение литературных произведений. И тем и другим методом должны вполне владеть воспитатели.

Требования программы

Программа предусматривает нарастание и усложнение требований и материала от младшей группы к старшей. В каждой группе ведется работа над всеми сторонами языка ребенка, но ее объем постепенно расширяется. В старшей группе должна завершаться работа над фонетической стороной детской речи, тогда как все другие стороны будут в дальнейшем совершенствоваться уже в школе. Ребенок, подготовленный в детском саду к пользованию всеми сторонами языка, переходя в школу, приступает к изучению языка, его правил и законов.

Осуществление программы в каждой группе зависит от того, как она была выполнена в предшествующей группе. Разумеется, резкой грани между программами смежных возрастных групп нет, и при необходимости воспитателю следует обращаться и к программе более младшей группы.

Связь программы по родному языку с другими программами

Развивая все стороны языка ребенка -фонетику, словарь, связность и выразительность, программа родного языка берет содержание из всех других программ: знакомства с окружающим, игры, рисования и лепки, музыки, счета. Все эти программы заключают в себе богатый материал для обогащения словаря, развития связной и выразительной речи. Воспитатель должен тщательно ознакомиться с каждой из них, чтобы представить себе ясно, какая работа по родному языку должна быть проведена. Возьмем, к примеру, программу знакомства с окружающим, охватывающую круг представлений детей о явлениях природы, об окружающих предметах, о труде. Все они должны быть обозначены словом, названы, что и делает воспитатель, когда, например, на прогулке фиксирует внимание детей на признаках весны, называя их: «Появились проталины, потекли ручьи».

Уточняя представление, мы вместе с этим непременно должны уточнять и слово. Например, для детей младшей группы употребляемое взрослыми слово «одежда» обозначает отдельные предметы - платье, кофточку, пальто. При правильной работе мы ведем ребенка к накоплению представлений (и словесных обозначений) - «рубашка», «штанишки», «фартучек» и т.д., затем завершаем это обобщением - все называется «одежда». Так же даются детям «обувь», «фрукты», «овощи» и другие общие понятия. Во всех других программах заключено богатейшее содержание, которое до сих пор мало используется для работы над языком; игры подвижные, творческие, не говоря уже о дидактических, дают для этого очень много. Легко представить себе, каких успехов в развитии языка ребенка может достичь воспитатель, если он разумно соединит обучение детей счету с обучением языку, если в лепке детей он использует все благоприятные для этого моменты.

Надо использовать все богатство возможностей, все стороны работы с детьми для обучения их языку - игры, прогулки, экскурсии, занятия музыкой, рисованием и т.п. Следует вести занятия по языку систематически, включив их в план обязательных занятий детского сада, не менее 3-4 раз в неделю. В таких занятиях соблюдается последовательность в переходе от простого к сложному, от легкого к трудному. Например, на специальных занятиях в средней группе первоначально проводятся занятия по называнию предмета, затем по его описанию, сравнению, и, наконец, дети связно рассказывают о нем. Такой порядок позволит ребенку постепенно идти от более простых форм языка к более сложным, подготовит его мышление. Эти занятия должны направить всю работу воспитателя по языку, проводимую им на основе всех других программ.

Методы обучения родному языку

Методы обучения языку разнообразны. Их разнообразием должен пользоваться воспитатель, чтобы наиболее доступным и интересным для ребенка путем разрешить поставленные задачи.

Но в дошкольном воспитании как-то установилась традиция рассматривать как программное содержание некоторые материалы, которые сами по себе являются лишь средством развития речи. Такой взгляд установился на картинку, беседу. Конечно, и картинка, и беседа имеют свое содержание, но они являются средством для обучения ребенка языку. Возьмем, к примеру, картинку. Она может быть средством для разрешения разных задач: обогащения словаря, уточнения его, развития выразительной связной речи. В зависимости от того, какая задача стоит перед воспитателем, он и выберет картинку.

Огромное значение в обучении ребенка языку, мало еще оцененное практикой, имеют вопросы воспитателя ребенку. Уметь правильно, точно поставить перед ним вопрос, заставляющий думать, соображать, вызвать на соответствующий ответ, - это и есть упражнять ребенка в овладении языком. Опыт показывает, что умело и вовремя заданные вопросы резко меняют в лучшую сторону язык ребенка: выбор нужного слова, логичность речи.

Поручения, вызывающие у ребенка выполнение по слову определенного действия, также являются отличным методом в решении многих программных задач, в частности для уточнения, активизации словаря ребенка.

Беседа - богатый метод, применимый к большинству сторон развития языка ребенка.

Рассказывание детей, в частности пересказ, успешно применяется для развития связной речи, активизации словаря.

Все виды игр могут быть использованы в целях осуществления этой программы.

Мы перечислили сравнительно небольшую часть обширной методики. Разумеется, воспитатель применяет каждый из методов в строгом соотношении с возрастным развитием ребенка.

Материалы и пособия (составлено по Е.М. Тихеевой)

Работа в детском саду по родному языку требует вспомогательного материала, пособий, которые помогли бы разрешить определенные задачи. Разумеется, наличие этих материалов отнюдь не должно уменьшить или как-либо ограничить использование для развития языка всего многообразия окружающих ребенка предметов. Такой специально подобранный материал носит в педагогике название дидактического, т.е. приспособленного к известным целям обучения. Он должен быть создан в методических кабинетах и стать обязательной принадлежностью каждой группы детского сада.

1. Дидактические печатные игры для развития языка.

2. Мелкие игрушки (люди, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, посуда чайная, столовая, кухонная и т.п.) - деревянные, из папье-маше и пр.

3. Разнообразные предметы, безопасные для использования (пробка, флакончик, куски дерева, коры и т.д.).

4. Серия картин для рассматривания всей группой, для индивидуальной работы ребенка:

а) жизнь детей (игры, занятия);

б) обиход повседневной жизни (мебель, посуда, платье, белье, обувь);

в) природа (времена года и их явления; лес, поле, огород, река; птицы, рыбы, растения);

г) транспорт;

д) праздники и демонстрации, отдельные картины событий Великой Отечественной войны.

5. Наборы образцов разноцветных тканей.

Специально записываются и накапливаются в детском саду загадки, пословицы, поговорки.

Значительная часть этих пособий может быть создана воспитателем, в том числе картинки в сериях: обиход повседневной жизни, транспорт. Остальные серии картин должны быть подобраны или заказаны. Такие пособия должны накапливаться и служить годами.

Обеспечив все стороны развития языка ребенка, активно работая над их совершенствованием, мы составим представление о требованиях к развитию языка ребенка, об уровне этого развития. Требованиями, выдвинутыми в программе, следует руководствоваться, помня, что путь их достижения длителен, требует от воспитателей разнообразной, продуманной работы, применения многочисленных упражнений, интересных для детей и в то же время дающих определенные результаты. Следует обратить внимание на то, что отдельные воспитатели много сил и энергии тратят на многочисленные записи за рассказами детей, но в этих рассказах не отражено продуманное педагогическое воздействие, и невозможно сказать, было ли оно. Следуя программе обучения языку, воспитатель каждый раз должен предвидеть те изменения, которые должны произойти в языке ребенка, трудиться над тем, чтобы их достигнуть. Тогда запись покажет уже образцы языка ребенка под влиянием педагогической работы.

Язык воспитателя

Перед нами стоит задача сделать язык воспитателя если не безукоризненным, то вполне грамотным. Недостатки языка воспитателя остро чувствуются в проведении им всей работы с детьми, особенно тогда, когда он отдает распоряжения детям, задает вопросы, беседует с ними. Происходит это потому, что над своей разговорной речью воспитатель не работает, тогда как именно она главное в работе с детьми. Следует обратить внимание и на совершенствование письменной речи воспитателя ввиду тесной ее связи с речью устной.

Воспитатель должен помнить, что его речь, обращенная к детям, должна строго соответствовать педагогическим требованиям по содержанию, структуре, выразительности, темпу и силе голоса, так как она обращена к детям и, следовательно, должна их воспитывать. Это должно делаться по отношению к каждой группе -младшей, средней и старшей, так как одно дело - разговор с 3-летним ребенком, другое - с 5-летним. В такой же мере язык воспитателя должен быть приспособлен к разговору с отдельным ребенком или целой группой детей. Мы приводим исчерпывающе сформулированное требование Е.И. Тихеевой к языку воспитателя детского сада: «Его речь должна быть грамотна и литературна. Необходимо следить за темпом своей речи, регулировать силу своего голоса. Речь всегда должна быть культурна, вежлива. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Содержание речи должно быть строго согласовано с возрастом детей и соответствовать развитию и интересам детей.

Речь должна быть по возможности образна, выразительна, отражать интерес и внимание к ребенку. Люди с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не имеют права руководить развитием речи детей».

Если воспитатели сами не возьмутся за работу над своим языком, то никакая помощь со стороны методических кабинетов не будет действенна. Необходимо понять, что решение этой важной государственной задачи не может быть осуществлено без кропотливой, тщательной работы.

С другой стороны, все учреждения, готовящие кадры для дошкольной работы, а также занимающиеся повышением квалификации, должны проникнуться ответственностью за подготовку воспитателей в этой области, решая задачу в двух направлениях: 1) выработка грамотной и литературной речи будущего воспитателя детей; 2) совершенное овладение методами работы с детьми по языку.

Качество подготовки дошкольных работников в учебных заведениях должно в значительной степени опираться на их подготовку в области языка.



Дата: 14.09.09

Оценить статью: 1 2 3 4 5 Текущий рейтинг: 4

R.W.S. Media Group © 2007-2016, Все права защищены

Все материалы, размещенные на сайте взяты из открытых источников, либо с разрешения первоисточников. Если Вы являетесь автором какого-либо материала сайта и более не желаете видеть свой труд опубликованным здесь - сообщите нам и мы удалим этот материал. Если же вы хотите предложить к публикации новые материалы - с удовольствием рассмотрим Ваше предложение.