Наш спонсор - Студия красоты Миладонна: Маникюр в Ульяновске. Качественный маникюр, ресницы и наращивание ногтей в комфортной обстановке.
Запись по телефону +7 (8422) 99-94-99
5 последних статей:
 
5 самых популярных:
 
Рекомендуем:


Быстрая навигация: Все статьи > Воспитание ребенка

Музей и дети: педагогический аспект

музей


В наши дни этнография переживает непростой период - из «чисто академической» перерастает в общественно значимую область знаний о человеке. Факт этот увеличивает ее актуальность и социальную востребованность. Подтверждение тому - социальные программы, принятые за основу воспитательно-образовательного процесса рядом дошкольных образовательных учреждений. И не только. Речь идет о кружках, студиях, ориентированных на работу с детьми. В воспитании детей роль этнографии определяется ее основной функцией, суть которой - документирование объективных процессов в жизни общества на основе вещественных памятников. Став элементами музейной экспозиции, предметы приобретают значение символа конкретной эпохи. Из этого вытекает основная цель музейно-педагогических программ, помочь ребенку увидеть то, что стоит за предметом, понять его символический язык.

За 118 лет своего существования Амурский областной краеведческий музей накопил определенный опыт работы с детьми. Первые экскурсии по музейным залам стали проводить уже в 20-х годах прошлого столетия. И в дальнейшем, как показывает ретроспективный взгляд, дети, подростки и учащаяся молодежь по-прежнему его постоянная аудитория. Что примечательно: увеличилось число посещений музея старшими дошкольниками. Связано это с тем, что в дошкольных образовательных учреждениях на первое место стали выдвигать личностный рост ребенка; возникла необходимость в расширении взаимодействия с социумом, в частности с музейными структурами.

Именно в связи с этим сотрудники отдела музейной педагогики начали (с 2002 г.) разрабатывать и апробировать программу «Музей и дети», адресованную старшим дошкольникам. Ее актуальность обусловлена снижением как духовного потенциала, так и воспитательного влияния этнических культур народов, населяющих область. Цель - создать систему работы с дошкольными учреждениями; сформировать первоначальные представления об истории родного края, о его красоте и богатстве; воспитать патриотические чувства; развить творческие способности.

Образовательный материал программы разделен на пять блоков.

1. Знакомьтесь: музей!
2. Природа, которая нас окружает.
3. Культура и быт народов Приамурья.
4. Быт и культура крестьян-переселенцев.
5. Приамурье: прошлое и настоящее.
В программу также включен цикл праздников, экологических и этнографических («Осенины», «Веселые посиделки в избе крестьянина-переселенца», «Невеста русского леса» - к Троице, «Иванов день» - ко Дню Ивана Купалы). Занятия построены в форме «путешествий» в различные исторические эпохи, бесед, экскурсий. Их содержание: региональные традиции; особенности русского быта, национального костюма; жизнь и быт коренного народа севера Приамурья - эвенков. В игровой форме дети знакомятся с разнообразным животным и растительным миром родного края.

Как сказано выше, одно из приоритетных направлений программы - этнография. И это неслучайно. Опыт работы показывает: у современного ребенка, который живет в условиях города, нет выраженного ощущения этнической принадлежности. Традиционную культуру своего народа городские дети воспринимают как чужую. В то же время «этнографическую компетентность» дошкольника можно охарактеризовать как первичное накопление. Интерес к теме возникает у него лишь тогда, когда затронута его эмоционально-чувственная сфера. Решается эта задача включением в ход занятий игр, элементов театрализации, фольклора (сказки, загадки, пословицы, поговорки). Иными словами, знакомство с народным творчеством, с подлинными предметами старины направлено на усвоение опыта, накопленного нашими предками в течение веков.

Погружение ребенка в мир традиционной культуры разумнее начинать с культуры более близкой ему, знакомой, родной. Поэтому в занятия мы включаем материал по этнографии и фольклору. Этнография, т.е. знание народных обычаев, дает возможность детям лучше понять смысл фольклорных текстов. В свою очередь фольклор, затрагивая эмоционально-чувственную сферу, делает занятия более яркими, образными, интересными. Вот почему мы обращаемся к текстам народных сказок, тех, что живут тысячелетия, «доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы... воспитывают любовь к родной земле» уже потому, что это творение народа (В.А. Сухомлинский).

Через сказку, а не скучными назиданиями народная педагогика доводит до сознания слушателя нравственные законы разных народов. При этом форма ее включения в содержание занятий различна. Это и чтение, и пересказ, и обращение к знакомым сюжетам, и постановка мини-спектакля. По этой методике, собственно, построены театрализованные занятия: «Веселые посиделки в избе крестьянина-переселенца» (авторы Е.В. Иванова, Л.В. Власова, Е.И. Шевкунова), занятия: «Жители леса - герои русских народных сказок» (автор Е.И. Шевкунова), «Жизнь и быт эвенков» (автор Л.В. Власова).

Еще один вид знакомства с народным творчеством - это загадки, пословицы, поговорки. Умение разгадывать загадки -ключ к познанию ведомого и неведомого. А знакомство с пословицами и поговорками приближает юного слушателя к идеалу нравственности, к тому, каким должен быть человек: честным, физически сильным, трудолюбивым.

Разрабатывая тематику театрализованных представлений, мы не забыли учесть одну из народных традиций - участие всех. На праздниках никогда не бывает пассивных зрителей. Поэтому мы активно используем ролевые игры, знакомим детей с давно забытыми русскими народными играми, которые развивают интеллект, ловкость, смекалку, силу. Увлеченность игрой, самоотдача свидетельствуют: музейные занятия учат детей уважать традиции как своего народа, так и других народов России, а главное - приобщают к культурному наследию своей Родины. Один из примеров - этнографический праздник «Веселые посиделки в семье крестьянина-переселенца» (см. приложение).

Приложение

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК «ВЕСЕЛЫЕ ПОСИДЕЛКИ В СЕМЬЕ КРЕСТЬЯНИНА-ПЕРЕСЕЛЕНЦА»
Для работы со старшими дошкольниками
Действующие лица
Марфушка 1 внучки переселенцев Раддушка из Вологодской губернии, Молдавии и Украины
Примечание. На роли внучек желательно пригласить кого-либо из взрослых, например родителей.
Марфушка. Одета в просторную рубаху с широкими рукавами, собранными на манжете. Прямой красный сарафан украшен бисером и атласной тканью.
Раддушка. Ее молдавский костюм состоит из вышитой рубахи. Безрукавка украшена шерстяными нитками и аппликацией, а белый домотканый платок - вышивкой.
Ганнушка. Ее украинский костюм состоит из рубахи белого цвета с нарядной вышивкой, юбки в клетку, яркой жилетки и шапочки, украшенной лентами.
Представление разыгрывается на фоне экспозиции, имитирующей крестьянскую избу. По ходу действия используются коромысло, чугунок, ухват, врубель - большой брусок с зубцами и ручкой, скалка, пяльцы, веретено, прялка.
Содержание праздника
Участников представления встречают Марфушка, Раддушка, Ганнушка. Марфушка.
Мир вам, красные девицы, Добрым молодцам поклон! К нам пришли повеселиться Вы сюда со всех сторон. Раддушка.
Пирогов отведать сладких, Поиграть, пуститься в пляс И о жизни предков славных Наш послушать дивный сказ. Ганнушка.
Как в девятнадцатом во веке, В небывалу старину, Заселяли наши предки Приамурску сторону. Марфушка.
Из российских из губерний, Из украинских хуторов, Беларуссии, Молдавии Приезжал сюда народ. Раддушка.
На телегах добирались, Приплывали на плотах, Долго-долго обживались В неизведанных местах. Ганнушка.
Основали здесь станицы, Села, крупны города, Много им пришлось трудиться, Веселиться - иногда. Марфушка.
Вас мы в гости приглашаем
Да в крестьянскую избу,
Посиделки начинаем
В нашем дружеском кругу.
Раддушка. Гости дорогие, рассаживайтесь на лавках поудобнее: добры молодцы по леву руку от меня, красны девицы - по праву руку.
Дети рассаживаются под звуки русской народной мелодии.
Ганнушка.
Завсегда, мы скажем вам,
Рады были здесь гостям;
За чайком и пирогами
Познакомимся мы с вами.
Марфушка. Меня зовут Марфушка. На сегодняшние посиделки я надела свой самый нарядный сарафан. Достался он мне в наследство от бабушки. Родом она была из Вологодской губернии государства Российского. Крестьянки этой губернии обычно носили просторные рубахи (а молодые яркого цвета) с широкими рукавами. Рукава собирали на манжете. Прямые сарафаны из домотканого полотна с лямками украшали бисером и атласной тканью.
Раддушка. А меня зовут Раддушка. Попробуйте по моему костюму отгадать, откуда приехали мои бабушка и дедушка. (Ответы.) Да, из солнечной Молдовы. В те давние времена эта историческая область входила в состав Молдавского княжества. Посмотрите, как красив костюм молдаванки. Как причудливы узоры на рубахе, как украшена меховая безрукавка шерстью, аппликацией, вышивкой! А каков платок из белого домотканого полотна, украшенный вышивкой крестом! Считалось, что вышитый крест на концах платка оберегает женщину от злых и темных духов.
Ганнушка. А меня зовут Ганнушка. Так назвал меня дед. Приехал он из далекой Украины. Там дивчины по праздникам наряжались в рубахи белого цвета, украшенные нарядной вышивкой. Убор дополняла юбка в клетку или в полоску, яркая жилетка, украшенная тесьмой, венок или шапочка, расшитые лентами.
Раддушка. Что же мы себя-то расхваливаем, нарядами своими хвастаемся?
Марфушка. И правда! Наши гости-то не менее красиво одеты. А девицы и добры молодцы? Красны девицы что лебедушки, добры молодцы что соколики ясные.
Ганнушка. А в избе-то как прибрано и празднично ради этих гостей: к посиделкам готовились.
Раддушка. Гости дорогие, знаете ли вы, что такое посиделки? Когда их проводили? (Ответы.)
Марфушка. Посиделки - их еще называли беседами, посидами - вечёрки крестьянской молодежи. Собирались долгими осенними и зимними вечерами - до рождественских праздников, занимались какой-нибудь ручной работой.
Ганнушка. А на Украине вечёрки называли «вечерницы». В эти дни молодежь торопилась скорее закончить домашние дела. Особенно тяжело приходилось парням дрова порубить, и на мельнице зерно перемолоть, и в кузне жеребца подковать. Кому-то валенки приходилось подшивать, лапти плести. А кто из вас знает, что такое лапти? Знаете? Из чего их плели? (Ответы.) Правильно, лапти - это обувь крестьянина. А плели их из лыка липы, ивы, из мочала. Обувь недолговечная: летом служила до пяти дней, а зимой до десяти.
Раддушка. Трудились не только парни. И девушкам хватало работы. Надо было и воды наносить, и печь растопить, и обед сварить, и белье погладить, и за детишками присмотреть.
Кто скажет, как раньше воду носили? Может, загадка, которую я прочту, поможет вам?
Два брата пузатеньких
Под гору бегут.
Один горбатенький
За вихор держит. (Ведра и коромысло)
А кто вспомнит, в каких русских народных сказках мы встречаемся с коромыслом? (Ответы.) Мы сейчас попытаемся набрать воды в ведра...
Марфушка. А кто из вас попробует принести их на коромысле? (Дети выполняют задание.) Спасибо за воду! А в чем кашу будем варить? Да, в чугунке. А как чугунок в печку поставим, чтобы рук не обжечь? Трудный вопрос? Загадка поможет!
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт.
Людям отдает,
А сам на отдых идет. (Ухват.)
Ганнушка. С обедом с вашей помощью справились. А теперь белье будем гладить. Как долго оно сохло.
Холст стал сухим, жестким. Так чем же воспользуемся? Выберите, пожалуйста, из этих предметов тот, которым в старину гладили. Нелегкая задача. Обратите внимание на этот большой брусок с зубцами и ручкой. Это рубель. В старину ткань наматывали на скалку и катали рубелем по столу. Может, кто-то попытается?
Раддушка. Но вот все работы закончены. День близится к концу. Дела закончены, и молодежь собирается на посиделки. Первыми приходили девушки. Чем занимались? Шили, вязали, вышивали. И еще... Кто скажет, для чего предназначались эти предметы? Как их называют? (Показ.) Правильно, веретено, пяльцы.
Марфушка. Мастерицы за работой тихо вели разговоры и пели народные песни. Я вам прочту одно четверостишие, а потом мы вместе еще раз повторим его и покажем, как девушки работали и пели на посиделках.
Позолоченная прялица,
Мы прядем, а нитка тянется,
Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится.
Дети выполняют задание.

Ганнушка. В те давние времена добрым молодцам полагалось входить в избу гурьбой, останавливаться у порога и, сняв шапку, кланяясь низко-низко, приветствовать: «Здравствуйте, красные девушки!». (06ращаясь к мальчикам.) Ну-ка, добры молодцы, покажите!
Девушки, в свою очередь, поднявшись с лавок и поклонившись, приветствовали прибывших: «Здравствуйте, молодцы хорошие!». Парень выбирал девушку, подходил к ней. Она приглашала занять место на лавочке рядом. (Обращаясь к девочкам.) А ну-ка, девочки, покажите!

Раддушка.
Ну, народ, а теперь
Будем петь и веселиться!
Встанем дружно в хоровод,
Парни, красные девицы! (Дети образуют хоровод.)
Пожалуйста, не волнуйтесь, слова песни запоминаются легко. Я буду начинать, а вы повторять за мной и вести хоровод.
В хороводе были мы.
В хороводе были мы,
Были мы, были мы.
Что нам надо, видели, Видели, видели. Красавицу-девицу, Девицу, девицу. Славную, хорошую, Славную, славную. Русую, кудрявую, Русую, русую.
Встань, девица, подбодрись,
Подбодрись, подбодрись.
Встань, пониже, поклонись,
Поклонись, поклонись.
Хоть немного, потанцуй,
Потанцуй, потанцуй.
Ганнушка. Понравилось вести хоровод? (Ответы.) Прекрасно! А теперь разыграем игру. Называется она «Колечко». Содержание игры таково. Веревку продевают в кольцо. Концы веревки связывают, и, взявшись за веревку, игроки образуют круг. Один из играющих становится в середину. По движению рук игроков он должен определить, у кого кольцо.
По ходу игры участники стараются ввести водящего в заблуждение: делают вид, будто передвигают кольцо. Если водящему удается заметить, у кого под рукой кольцо, игроки меняются ролью - последний занимает место водящего. (Проводится игра «Колечко».)
Раддушка.
Гости наши веселились И немного утомились, Отдохнуть им всем охота! (Дети занимают места на лавке.) Марфушка. Хотите я вам сказку расскажу? Слушайте! На море, на океане Да на острове Буяне Стояла ель,
На ели торчало мочало,
Его ветром качало,
А оно все молчало.
Не начать ли сначала?..
Ганнушка. Я тоже такую сказку знаю. В одном болоте жила-была лягушка по имени-отчеству Квакушка. Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тину хвост! Дергала, дергала, дергала - выдернула хвост, да завязила нос. Дергала, дергала, дергала - выдернула нос, да завязила хвост. Как вы думаете, что дальше? Кто продолжит?.. (Дети высказывают свои предположения.)
Раддушка. Гости дорогие, а знаете ли вы, что сказки такого рода называли докучными? «Докучать» - значит надоедать, приставать. Слушатели докучали сказочнику, а сказочник - слушателям. Такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Но на посиделках т>ассказывали и настоящие сказки. Героями таких сказок были волшебники, простые люди и животные. Ну-ка, кто из вас расскажет интересную сказку? (Два-три ребенка рассказывают сказки.)
Марфушка. Сказки не только слушали, но и, слушая, определяли лучшего рассказчика. А кто же придумывал эти сказки? Ответы.) Правильно, народ. Народные сказки не записывались. Они сохранялись в памяти людей и передавались из уст в уста.
Ганнушка. Героя народной сказки часто выручали ум и смекалка. Он и кашу из топора сварит, и из воды сухим выйдет, и мудрёну загадку отгадает. А вы умеете загадки разгадывать? (Ответы.) Вот мы сейчас видим, кто из вас может стать героем народной сказки. Кто сумеет отгадать эти загадки из крестьянской жизни? Слушайте. Четыре четырки, две растопырки, седьмой вертун». (Корова.) А вот эта о чем говорит? - Щука-белуга по лесу ходила, все леса погубила, все леса пали, горы встали». (Коса, трава и копны сена.) Постарайтесь подумать и решить, кто так плачется: «Режут меня, вяжут, бьют нещадно, колесуют; пройду огонь и воду, и конец мой - нож да зубы». (Хлеб.) Ну, а эту загадку вы точно отгадаете: «Чисто, да не вода, бело, да не снег, клейко, да не смола, сладко, да не мед, от рогатого берут и живулечкам дают». (Молоко.)
Раддушка. А можно мне загадки загадать? «Чего из избы не вынести?». Правильно, печь. А кто скажет, что это: «Красный петушок по жердочке бежит»? Конечно, горящая лучина. Эту загадку вы, разумеется, знаете: «Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не кусает, не лает, а в дом не пускает». Молодцы! Да, это замок.
Марфушка. Ай да гости удалые: и загадки они знают, и отгадки. Но какие посиделки без кричалок и скороговорок? Ну-ка, девушки-красавицы, кто кого переговорит? (Проводится конкурс скороговорок.) Слушайте внимательно: «Добр бобр для бобрят», «Варвара варила, варила, да не выварила». А теперь вместе скажем.
Ну, девицы, ну, умницы! Что же добры молодцы? И им задание найдем: кто кого перекричит? (Воспитатель заранее готовит детей к этой сценке, так чтобы в ней могли принять участие все мальчики.)
1. - Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно зашить!
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра-то?
- Один ворот остался.
2. - Иван! Что сегодня делал?
- Рукавицы искал.
- Нашел?
- Нашел.
- Где ж они были?
- Да за поясом.
3. - Демьян!
- Чего тебе?
- Куда шагаешь?
- За семь верст.
- Киселя хлебать?
- Нет, комара искать.
- Это которого же комара?
- Да того, который за нос меня укусить хочет.
- Да он же при тебе.
- Где это при мне?
- Да на носу у тебя.
Ганнушка. Ой да молодцы у нас громкоголосые, настоящие богатыри! Раддушка.
Быстро времечко бежит, Самовар уже кипит. Марфушка.
Славно мы играли, пели, Пироги уж подоспели. Ганнушка.
И на пир честной народ, Взявшись за руки, идет. Представление заканчивается чаепитием.

Дата: 14.09.09

Оценить статью: 1 2 3 4 5 Текущий рейтинг: 4







R.W.S. Media Group © 2007-2016, Все права защищены

Все материалы, размещенные на сайте взяты из открытых источников, либо с разрешения первоисточников. Если Вы являетесь автором какого-либо материала сайта и более не желаете видеть свой труд опубликованным здесь - сообщите нам и мы удалим этот материал. Если же вы хотите предложить к публикации новые материалы - с удовольствием рассмотрим Ваше предложение.